Ещё:
Состав и дислокация авиационных корпусов, дивизий и бригад ВВС Красной Армии на 22 июня 1941 г.:
http://www.soldat.ru/spravka/t/table8.html
Состав ДБА западных округов на 1 июня:
http://www.vif2.ru/users/rkka/vvs/DBA.htm
История 203-го гвардейского авиационного Орловского полка
самолетов-заправщиков, сформированного на базе 2аэ 14 ТБАП:
http://mmb-avia.narod.ru/avia/myzei/myzei.htm
Транспортно-десантные операции (
http://aviation.kryshi.net/su.pilot/09.php?msg=277):
Когда в предвоенный период некоторые авиационные
командиры рассматривали ТБ-3 лишь как транспортник, считая
его и в этой роли временной машиной (мол, куда ему тягаться
с перспективным Ли-2), то и предполагать не могли, как будут
развиваться события в первый год войны...
Днем 22 июня, выполнив рассредоточение, экипажи 7 ТБАП
приступили к доставке на полевые аэродромы горючего для
частей 1-го ДБАК (Северо-Западный фронт).
29 июня 1941 г. 14 ТБАП в составе 24 самолетов произвел
выброску десанта в районе Слуцка. Это была первая за войну
десантная операция.
В июле полки ТБ-3 перебросили в район Киева большую
диверсионную группу. 3 ТБАП летом и осенью 1941 г. выполнял
доставку горючего танкистам Западного фронта. С 30 августа
по 10 сентября на участке Северо-западного фронта 7 ТБАП
сбрасывал грузы выходившей из окружения Лужской группировке.
3 октября 1941 г. 40 тяжелых бомбардировщиков доставили под
Мценск танки Т-38, противотанковую артиллерию, грузовики,
оружие, боеприпасы для высадившейся в этом районе 5-й
воздушно-десантной бригаде. Ей была поставлена задача
закрыть разрыв в обороне советских войск.
Большой вклад внесли ТБ-3 в организацию "воздушного
моста" в Ленинград. В ноябре-декабре 1941 г. и начале января
1942 г. 7 ТБАП восемнадцатью самолетами, 14 ТБАП пятью
самолетами 1-ой и 3-ей АЭ доставляли продовольствие в
осажденный город. Чтобы увеличить полезную нагрузку, с
бомбардировщиков сняли бомбодержатели, стремянки, часть
оборудования.
В конце 1941 г. из четырнадцати экипажей 250-го полка и
пяти экипажей 14-го полка была образована Группа тяжелых
бомбардировщиков особого назначения. Группе поручили
доставку горючего, авиамасла и антифриза базировавшимся на
аэродромах Керченского полуострова 8, 12 и 347 ИАП. В Керчь,
Багерово, на аэродром Семь Колодезей перевозились также
подвесные баки, новые двигатели, прожекторные установки.
Доставлялось пополнение, вывозились раненые.
Самолетами группы в тыл противника забрасывала
десантников; им сбрасывались мины, боеприпасы,
продовольствие; проводилась бомбардировка занятых
противником станций Джанкой и Симферополь. Осень 1941 г. и
зима 1942 г. в Крыму не отличались хорошей погодой;
истребительная авиация противника была прикована к земле
частыми снегопадами, а в редкие летные дни действовала
довольно пассивно. Однажды задержавшийся ТБ-3 производил
выброску десанта в неприятельском тылу поутру. Заметив Вf
109, барражировавший в районе выброски, завершил
десантирование и скрылся от преследования в облаках.
Hо страдали от капризов погоды и воздушные гиганты.
Мощные снегопады заваливали аэродромы снегом. Тогда на их
расчистку бросали весь свободной наземный персонал и местных
жителей. Без их непрерывного труда на летном поле трудно
было бы осуществлять приказы командования. В большой степени
интенсивность полетов ТБ-3 в Крыму связана с
самоотверженностью людей, работавших на земле. Впрочем, так
было и на других участках советско-германского фронта.
Крымская катастрофа весны 1942 г. вынудила командование
сократить транспортные и десантные операции на полуострове.
К июлю 1942 г. Группа тяжелых бомбардировщиков
перебазировалась на аэродром Hикифоровка, под Мичуринск
(Центральный фронт). Экипажи влились в состав 62 АД ДД и
приступили к нанесению бомбовых ударов по противнику,
наступавшему на Воронеж. Полеты в Крым до осени 1942 г.
продолжали осуществлять экипажи 325 АП ДД, но из-за большого
удаления аэродромов базирования от Крымского полуострова это
делалось с меньшей интенсивностью.
В двадцатых числах января 1942 г. началась подготовка
авиаполков к Вяземской воздушно-десантной операции. Самолеты
1, 3, 7, 14 ТБАП и 4-й отдельной эскадрильи ВДВ (всего 25
ТБ-3) перелетали на аэродром Грабцево под Калугой.
Сосредоточение шло медленно, размести кораблей не
способствовали обеспечению скрытности подготовки операции, и
не удивительно, что их появление вблизи от линии фронта
заинтересовало немецкую разведку.
Днем 27 января над Грабцево появился Вf 110. Зайдя со
стороны солнца, сбил ЛаГГ-3, выполнявший пилотаж, и ушел. Hе
желая тратить силы без должной эффективности, немцы в тот же
день провели доразведку цели. В 17.00 над аэродромом
появились два Вf 110. Один из них, снизившись до бреющего,
обстрелял корабли на стоянках, вызвав на себя огонь средств
ПВО, другой же тем временем на высоте порядка 1000 м прошел
над аэродромом, видимо, фотографируя его. В 19.30 над
Грабцево появились бомбардировщики противника. Бомбовым
ударом группе самолетов, обеспечивавших десантирование, был
нанесен ощутимый урон. 1 ТБАП потерял 4 самолета, 3 ТБАП -
3, 14 ТБАП и 4-я отдельная эскадрилья ВДВ - по 2, был
уничтожен один бомбардировщик из состава 7 ТБАП. При
повторном налете немецкой авиации 3 февраля были сожжены еще
два ТБ-3 - из состава 3 и 7 ТБАП, проходившие в Грабцево
ремонт после налета 27 января.
Пришлось сдвигать сроки десантной операции и отказаться
от идеи использования прифронтовых аэродромов. Выброску
десантников под Вязьму проводили во второй половине февраля
1942 г., на этот раз самолеты взлетали с аэродромов Внуково
и Люберцы.
К месту выброски ТБ-3 подходили на максимально
возможной высоте. Hе доходили 25-30 км до точки сбрасывания,
приглушались моторы, и самолет снижался до высоты 300-600 м.
Парашютисты покидали его через бомболюк и верхние турели
стрелков.
Доставлялось под Вязьму и тяжелое вооружение.
Самолетами 3 ТБАП десантникам были доставлены аэросани.